ЧТО ТАКОЕ СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬ? (По материалам книги А. Маслоу «Теория человеческой мотивации»)
Каким был «задуман» человек, как вёл бы он себя, как относился бы к себе подобным, к своему делу, как понимал бы окружающий мир, если бы обладал наилучшими психическими чертами?
Вот какие вопросы тревожили всю жизнь американского психолога Абрахама Маслоу, когда он обнаружил, что традиционная психология и психоанализ Зигмунда Фрейда, имевшие дело с патологией, ничем тут помочь не могут. Объектом «Теории человеческой мотивации» Маслоу служит психически здоровый человек. В течение многих лет Маслоу изучал людей, находившихся в определённой гармонии с собой, наслаждавшихся жизнью как таковой во всех её аспектах. Как правило, эти люди добивались значительных успехов в жизни. Хотя психическое здоровье не зависит от социального положения, уровня образования и дохода. Главный показатель тут самодостаточность и самостоятельность.
Исходным пунктом теории является понятие о мотивации поведения, стремление личности к удовлетворению заложенных в ней потребностей. В сущности, всё богатство человеческого поведения обусловлено двумя основными моделями мотивации: стремлением к преодолению дефицита и стремлением к развитию.
Что такое дефицитная личность? Человек, который непрерывно чувствует неуверенность в своей безопасности, обделённость, испытывающий потребность в любви, в уважении и признании окружающих. Такой человек живёт в постоянном сознании, что ему чего-то недодали в жизни. При постоянных неудовлетворённых потребностях возникает невроз «болезнь обездоленных», как называет его Маслоу. Такие люди испытывают непрерывное желание преодолеть дефицит, «снять напряжение», выйти из стрессового состояния за счёт внешних источников других людей, ситуаций, материальных средств. Такие люди не хозяева своей судьбы, они не могут считаться здоровыми.
Другую мотивацию поведения Маслоу обнаружил и исследовал у людей, которые стремятся к развитию и не испытывают тоски по дефициту. Такую личность учёный называет «самоактуализирующейся» или развивающейся. Такие люди не избавляются от напряжения, а напротив, оно необходимо для них как средство достижения определённой цели.
Что такое развивающийся человек?
Психически здоровый человек характеризуется тем, что удовлетворил свои основные потребности в безопасности, сопричастности, любви, уважении, и потому руководствуется в основном высшими потребностями, стремится реализовать свои таланты и способности, потенциальные возможности или совершить свою миссию, своё призвание, свою судьбу. Человек стремится осознать свою изначальную природу, обрести более полное единство своей личности.
Автор выявил набор психологических характеристик, самореализующейся личности:
Высшая степень восприятия реальности. Это означает ясность сознания, повышенное внимание, сбалансированность всех способов познания действительности.
Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какие они есть на самом деле. Это свойство совсем не означает примирения с действительностью, но говорит об отсутствии иллюзий относительно её. Человек в жизни должен руководствоваться не мифами и не коллективными представлениями, а по возможности научными и, во всяком случае, диктуемыми здравым смыслом, трезвыми мнениями об окружающем.
Повышенная спонтанность. Иначе говоря, быть, а не казаться. Это означает выявление своей личности, свободное излияние её, отсутствие комплексов неполноценности, боязни показаться смешным, нетактичным, профаном. Иначе говоря, простота, доверие к жизни.
Более развитая способность сосредоточиваться на проблеме: упрямство, упорство, «вгрызание» в проблему и способность её рассматривать с другими и наедине с собой.
Более выраженная отстранённость и явное стремление к уединению. Психически здоровому человеку необходима душевная сосредоточенность. Он не боится одиночества. Напротив, оно ему необходимо, потому что оно поддерживает его непрерывный диалог с самим собой, помогает внутренней жизни. Человек должен работать «внутри» себя, воспитывать свою душу, должен уметь разговаривать с Богом, если это человек религиозный.
Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре. Непрерывное ощущение себя частью какой-то культуры, семьи, группы, какого-то общества вообще признак психической неполноценности. В целом, в важных жизненных вещах человек не должен никого представлять, не быть ничьим делегатом. Регулятором поведения здоровой личности служит не мнение окружающих, не их взгляды, и не их одобрение, и не их правила, а кодекс поведения, выработанный в диалоге с высшим началом в себе.
Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций. Человек, как единство эмоциональной, интеллектуальной и физиологической сфер, должен брать лучшее из всех них.
Более частые прорывы на пик переживания. Пиковыми переживаниями Маслоу называет моменты осознания, озарения, откровения. Это время наивысшей сосредоточенности, когда человек приобщается к истине, к чему-то превышающему его силы и способности. В такие моменты он как бы переходит на более высокую ступень. Ему вдруг становятся понятными, открываются тайны и смыслы бытия. К таким переживаниям не обязательно относятся, допустим, научные открытия или радость художественного вдохновения творца. Их может вызвать миг любви, переживание природы, музыки, слияние с высшим началом. Главное, что в такие моменты человек чувствует не отстранённость, а соединённость с высшими силами. Он становится в наибольшей степени богоподобным, а это значит, что он не испытывает ни малейшей нужды и желаний и находит удовлетворение во всех вещах.
Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим. Чувство единства гораздо больше того, что нас разъединяет. Неповторимость и несхожесть людей есть основание для близости, а не для их вражды.
Изменения в межличностных отношениях. Психически здоровая личность самодостаточна и самостоятельна, она менее зависима от других личностей. И это означает, что у неё нет страха, зависти, потребности в одобрении, похвале или привязанности. Она не имеет нужды лгать и приспосабливаться к людям, не зависит от их пристрастий и общественных установлений.
Более демократическая структура характера. Самореализующаяся личность не нуждается ни в какой общественной иерархии, в авторитетах и кумирах. Нет у неё и желания властвовать над другими, навязывать им свои мнения. У таких людей, на какой бы «должности» и какое бы общественное место они не занимали, хоть самое незаметное, нет начальства. Они умеют устраиваться везде так, что не иметь над собой контролёров и зависимых от них материально людей.
Высокие творческие способности. Если в наличии этого мы не видим, если вокруг, как нам кажется, серые, незаметные, незначительные люди, значит это общество дурно устроено, оно не даёт человеку возможности самоактуализации.
Определённые изменения в системе ценностей. Люди, достигшие определённой степени самореализации, имеют очень высокое мнение об окружающих. Они верят в людей, в человечество, в его судьбу, в его лучшее будущее, хотя и не обязательно могут сформулировать это на словах. У них положительный настрой, они не только доброжелательны к другим, но и обладают положительной жизненной философией, системой взаимоувязанных ценностей.
Личность есть внутренняя суть, природа человека, направленная на его самореализацию. Эта природа божественная, поскольку противоположна естественному эгоизму и инстинкту самосохранения. Есть какой-то надмирный план, к которому устремляется самореализующаяся личность. Для его определения не хватает научного языка, приходится пользоваться религиозными категориями. Такой личности требуется главная ценность либерализма свобода как возможность реализации своих устремлений.
Как часто мы видим общественные манифестации и демонстрации с требованиями для себя всего, кроме свободы: работы, повышения зарплаты, защиты здоровья, жизни. Такие требования формулируют люди, озабоченные собственным внутренним дефицитом любви, признания, безопасности. Следовательно, такие требования непродуктивны. Они создают в обществе атмосферу злости, неуверенности, подозрений, неправомерных ожиданий…